Доклад

"К вопросу о формировании картографических умений у школьников на уроках истОРИИ"

Цитирование, копирование, распространение данного материала без ссылки и/или согласия авторов запрещено Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ и преследуется по закону

Ссылка для цитирования: Морозов А. А. К вопросу о формировании картографических умений у школьников на уроках истории (текст доклада) // Сайт учителя истории и обществознания Андрея Морозова. URL: https://www.and-morozov.ru/teachers/reports/rep1-2017

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мне бы хотелось начать доклад цитатой Алексея Ивановича Стражева, одного из «отцов-основателей» советской методики преподавания истории. «Не помещенное во времени и пространстве историческое событие представляется нам лишь пустой абстракцией, лишенной реального содержания, не отражающей исторической действительности»[1].

Слова, сказанные более полувека назад, не теряют своей актуальности и по сей день. Возможно, А.И. Стражев говорит, в т.ч. и об известных умениях: хронологических и картографических. Остановимся более подробно на последних.

С введением нового образовательного стандарта (ФГОС), который ставит во главу угла принцип системно-деятельностного подхода в обучении, историческая карта постепенно утрачивает роль только средства локализации исторического события или явления на карте. Да, безусловно, эта функция остается достаточно значимой и сегодня, но, помимо этого, карта должна выступать и в качестве источника исторической информации, может служить и инструментом для обобщения и систематизации исторического материала, а также средством проверки знаний и умений учащихся. Но, что более важно, историческая карта имеет большой, зачастую нереализуемый, развивающий потенциал (потенциал, связанный с развитием у учеников познавательных умений!).

Кроме этого, на данный момент, историческая карта представлена четырьмя заданиями из 25 в едином государственном экзамене. Думаю, следует привести обобщенную статистику выполнения заданий ЕГЭ по карте. В 2016 году с заданиями успешно справились только 47%, а в 2017 43% учащихся. Т.е. успешно выполнили задания по карте менее половины всех учащихся, принимавших участие в ЕГЭ. (см. Рис. 1)

Для того, чтобы проверить уровень владения учащимися картографическими умениями, нами было проведено собственное исследование результатов обучения учащихся 6-х классов. Нами были определены следующие виды учебных умений, относящихся к 5-му классу:

    1. Различать историческую и физическую карту, карту-схему;
    2. Определять и показывать стороны света;
    3. Определять и показывать части света;
    4. Читать легенду исторической карты;
    5. Самостоятельно извлекать из карты информацию о местоположении историко-географических объектов;
    6. Показывать населенные пункты, давая словесное описание их местоположения.

Рисунок 1

Рисунок 2

Разработанные задания были ориентированы на остаточный характер владения школьниками соответствующими умениями. Кроме того, задания не требовали привлечения исторических знаний, а были направлены исключительно на диагностику умений.

Всего в ходе диагностики был задействован 151 учащийся шестых классов, обучающихся у четырех разных учителей истории.

На данном слайде представлена общая сводка результатов диагностики. Как мы видим, лишь 2 учащихся (из 150) смогли выполнить все 6 заданий правильно, 2 человека не справились ни с одним заданием из шести. Большинство же учеников (37%, 55 уч-ся) получило по 3 балла, выполнив 3 задания из 6. (См. Рис. 2)

В последнее время в нашей стране возникла тенденция, которая заключается в полном возложении ответственности за низкий уровень сформированности умений только на учителей. Например, методист И.А. Щуринова, анализируя неудовлетворительные результаты ЕГЭ (задания по карте), говорит о том, что, «Основной причиной можно считать то обстоятельство, что в последние годы учителя истории чаще всего используют историческую карту в качестве иллюстрации, подтверждения слов учителя или текста учебника»[2].

Если позволите, я выражу свое несогласие с этими словами. Конечно, уровень сформированности картографических умений, по результатам нашего исследования, находится не на самом высоком уровне, но не следует забывать и о том, что сейчас на школьного учителя возложены функции, которые ему не свойственны, в том числе разработка рабочих программ, или каких бы то ни было средств обучения, в том числе картографических комплексов.

Вероятнее всего, результаты свидетельствуют о том, что не у всех учителей присутствует системная работа с исторической картой (от урока к уроку, от темы к теме). Это может быть сопряжено с отсутствием полноценных методических разработок. В связи с этим учителя вынуждены самостоятельно подготавливать, т.н. «картографические комплексы» (историческая карта и методический аппарат к ней) и на подготовку тщательно продуманных заданий попросту не хватает времени.

На данном этапе разработки темы нашего исследования мы пока ещё не можем предложить учителям полное методическое обеспечение работы с исторической картой. Но попытаемся обозначить некоторые пути, с помощью которых учитель получит возможность организовывать системную работу по формированию картографических умений учащихся.

Для организации такой работы учителю истории важно, кроме разработки традиционного тематического планирования (планирование изложения исторического содержания), уметь планировать и процесс формирования учебных умений.

Тематическое планирование формирования учебного умения состоит из нескольких частей – номер урока в планировании учебного процесса, тема урока, этап формирования умения и, наконец, средство обучения и примеры вопросов и заданий к нему.

При составлении тематического планирования мы руководствовались общепринятой логикой формирования учебных умений:

    1. Предъявление учителем знаний о способе деятельности;
    2. Комментированный показ учителем образца выполнения действий;
    3. Предъявление тренировочных заданий школьникам по развитию умения;
    4. Контроль сформированности умения.

Рассмотрим часть тематического планирования по формированию картографических умений в 5 классе. За образец возьмем, на первый взгляд элементарное, но одно из наиболее важных умений – умение извлекать из карты информацию о местоположении государств, населенных пунктов и т.д. Данное умение логически связано и с другими картографическими умениями, такими как: умение показа по карте; умение читать легенду исторической карты, определять стороны и части света и т.д.

Мы предполагаем, что рассматриваемое умение должно быть сформировано у учащихся по окончании 5 класса. Таким образом, в тематическом планировании отражены все 4 стадии формирования учебного умения.

Пример тематического планирования

Класс: 5

Формируемое умение: извлекать информацию из карты о местоположении государств, населенных пунктов и т.д.

Подобное тематическое планирование должно быть разработано по каждому умению и не только по работе с картой, но стоит обратить внимание на то, что этим не должен заниматься учитель, ему должно быть предложено такое планирование, возможно в составе рабочей программы.

Во-первых, разработки такого планирования помогают учителю четко определить, на каком уроке, какой этап формирования умения будет реализовываться;

Во-вторых, подобные тематические планирования напоминают учителю о необходимости проработки на уроке определённого умения.

Таким образом мы уходим от стихийности формирования умений. Не отсутствие работы как таковой, а именно бессистемность в формировании умений является первопричиной низкого уровня владения учащимися умениями на выходе.

И, наконец, в-третьих, мы оставляем в прошлом дидактически неверную модель работы с картой «учитель показывает – учащиеся смотрят». На основе системы формирования умений мы должны выстроить другую модель «учащийся смотрит, показывает, извлекает – учитель направляет».

Спасибо за внимание!

[1] А. И. Стражев. Методика преподавания истории. М., «Просвещение», 1964, с. 167.

[2] И.А. Щуринова. Работа с исторической картой: причины трудностей учащихся и приемы их преодоления. // Преподавание истории в школе. №5, 2016. Ссылка: http://pish.ru/blog/archives/4261 (Дата обращения: 05.11.2017)

Цитирование, копирование, распространение данного материала без ссылки и/или согласия авторов запрещено Гражданским кодексом Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ и преследуется по закону