Рекомендации по написанию эссе по обществознанию
Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.
Особенности эссе:
особенности объема: как правило, это небольшая работа;
индивидуальность работы: субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему
особенности стиля: образность, афористичность, разговорные интонации и лексика
особенности композиции: композиция свободна, однако, это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, связки между частями текста носят ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис – множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции;
В работе будет традиционная триада в ее последовательности:
1) вступление (суть и обоснование выбора данной темы; не лишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов;
2) основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала (идеи, модели и данные);
3) заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.)
В связи с этим в качестве варианта подготовки к написанию эссе можно предложить следующее клише
Вступление
Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…
Основная часть
Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих…
Рассмотрим несколько подходов… Например,…
Проиллюстрируем это положение следующим примером…
Для полемического эссе: С одной стороны,… С другой стороны, …
Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться, так называемой, ПОПС-формулой:
П – Положение (утверждение) – Я считаю, что…;
О – Объяснение – Потому что…;
П – Пример, иллюстрация –Например,…;
С – Суждение (итоговое) – Таким образом
Заключение
Таким образом,…
Подведем общий итог рассуждению…
Итак,…
Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…
Алгоритм написания эссе
Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям (если есть такая возможность):
интересна вам;
вы понимаете смысл этого высказывания;
по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);
Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.);
Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);
Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);
Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
Отредактируйте работу в соответствии со следующими требованиями:
• структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);
• искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);
• единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
• объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);
• привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).
При написании эссе обратите внимание на
В истории и обществознании не существует абсолютно "правильных" или "неправильных" ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.
Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.
При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:
способность (возможность) критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;
способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;
умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;
умение понимать аналитические подходы и модели;
готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение.
Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.