ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

8 класс

Рекомендации по написанию эссе по обществознанию

Эссепрозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.

Особенности эссе:

  • особенности объема: как правило, это небольшая работа;

  • индивидуальность работы: субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

  • особенности стиля: образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

  • особенности композиции: композиция свободна, однако, это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, связки между частями текста носят ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис – множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции;

В работе будет традиционная триада в ее последовательности:

1) вступление (суть и обоснование выбора данной темы; не лишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов;

2) основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала (идеи, модели и данные);

3) заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.)

В связи с этим в качестве варианта подготовки к написанию эссе можно предложить следующее клише

Вступление

  • Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

  • Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

  • Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

  • Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Основная часть

  • Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих…

  • Рассмотрим несколько подходов… Например,…

  • Проиллюстрируем это положение следующим примером…

  • Для полемического эссе: С одной стороны,… С другой стороны, …

  • Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться, так называемой, ПОПС-формулой:

    • П – Положение (утверждение) – Я считаю, что…;

    • О – Объяснение – Потому что…;

    • П – Пример, иллюстрация –Например,…;

    • С – Суждение (итоговое) – Таким образом

Заключение

  • Таким образом,…

  • Подведем общий итог рассуждению…

  • Итак,…

  • Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…

Алгоритм написания эссе

  1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;

  2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям (если есть такая возможность):

    1. интересна вам;

    2. вы понимаете смысл этого высказывания;

    3. по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

  3. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

  4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);

  5. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

  6. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.);

  7. Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);

  8. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);

  9. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);

  10. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;

  11. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Отредактируйте работу в соответствии со следующими требованиями:

структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);

искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);

единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);

объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);

привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).

При написании эссе обратите внимание на

  • В истории и обществознании не существует абсолютно "правильных" или "неправильных" ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.

  • Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.

  • При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:

    • способность (возможность) критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;

    • способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;

    • умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;

    • умение понимать аналитические подходы и модели;

    • готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение.

  • Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.