7 класс

Памятки и прочие рекомендации по обществознанию

Памятка "Как давать оценку поступкам людей"

  1. Определите, можно ли отнести данное поведение к разряду поступков.
  2. Определите мотивы данного поступка.
  3. Каковы, с вашей точки зрения, моральные основы данного поступка?
  4. Каковы ближайшие последствия поступка?
  5. Имеет ли данный поступок отдалённые последствия? Попытайтесь их спрогнозировать.

Рекомендации по написанию эссе по обществознанию

Эссепрозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета.

Особенности эссе:

  • особенности объема: как правило, это небольшая работа;
  • индивидуальность работы: субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему
  • особенности стиля: образность, афористичность, разговорные интонации и лексика
  • особенности композиции: композиция свободна, однако, это не предполагает ее полное отсутствие; последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, связки между частями текста носят ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис – множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции;

В работе будет традиционная триада в ее последовательности:

1) вступление (суть и обоснование выбора данной темы; не лишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов;

2) основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала (идеи, модели и данные);

3) заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.)

В связи с этим в качестве варианта подготовки к написанию эссе можно предложить следующее клише

Вступление

  • Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
  • Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…
  • Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…
  • Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Основная часть

  • Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих…
  • Рассмотрим несколько подходов… Например,…
  • Проиллюстрируем это положение следующим примером…
  • Для полемического эссе: С одной стороны,… С другой стороны, …
  • Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться, так называемой, ПОПС-формулой:
    • П – Положение (утверждение) – Я считаю, что…;
    • О – Объяснение – Потому что…;
    • П – Пример, иллюстрация –Например,…;
    • С – Суждение (итоговое) – Таким образом

Заключение

  • Таким образом,…
  • Подведем общий итог рассуждению…
  • Итак,…
  • Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…

Алгоритм написания эссе

  1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
  2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям (если есть такая возможность):
    1. интересна вам;
    2. вы понимаете смысл этого высказывания;
    3. по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
  3. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
  4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);
  5. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
  6. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.);
  7. Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
  8. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);
  9. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);
  10. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;
  11. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Отредактируйте работу в соответствии со следующими требованиями:

структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);

искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);

единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);

объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);

привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).

При написании эссе обратите внимание на

  • В истории и обществознании не существует абсолютно "правильных" или "неправильных" ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.
  • Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.
  • При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:
    • способность (возможность) критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;
    • способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;
    • умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;
    • умение понимать аналитические подходы и модели;
    • готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение.
  • Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.